Источник: https://parishhistory.ru/71908/

История почитания героя Отечественной войны священника Петра Святославского в русских городах в 1812-2012 гг.

Опубликовано: Церковь и общество в России на переломных этапах истории. Сборник тезисов. - Сергиев Посад, 2012. - С. 148-152.

В самый первый день оккупации Москвы Великой армией Наполеона, 2 сентября 1812 г., польские солдаты убили священника церкви Сорока севастийских мучеников в Спасской слободе Петра Гаврилова (ок. 1746-1812), называемого в историографии Святославским – по фамилии наиболее известного из его сыновей, секретаря святителя Филарета (Дроздова) Александра Петровича Святославского.

Несмотря на то, что не известны непосредственные очевидцы этого убийства, современники священника и их потомки были убеждены в том, что причиной расправы с иереем Петром был его героизм, проявившийся в попытке защитить благоустроенный его настоятельским попечением Сорокосвятский храм от поругания. Детали убийства разными авторами описываются по-разному, но все единодушны в одном: когда тело священника в декабре 1812 г., через три месяца после убийства, было вынуто из земли, чтобы совершить над ним отпевание, оно оказалось нетленным.

Это отпевание, совершенное 5 декабря 1812 г. с большой торжественностью, стало первым актом почитания священника Петра Святославского в качестве героя Отечественной войны 1812 г. и мученика за веру. За прошедшие с 1812 г. два столетия почитание священника Петра проявлялось в самых разнообразных формах, и было зафиксировано в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. Так, на его могиле был поставлен памятник со стихотворной эпитафией, сочиненной А.П. Святославским[1], а в храме Сорока мучеников прихожанами была установлена памятная доска с описанием подвига священника[2], а также были изготовлены в его память две хоругви. Кроме того, его подвигу была посвящена картина[3].

Ему также посвящались мемуары, статьи в периодических изданиях и главы в исторических трудах. Причем среди авторов этих трудов – священники: протопресвитер Арсений Тяжелов[4], священники Александр Никольский[5], Николай Писарев[6] и Димитрий Ромашков[7], диакон А.П. Орлов[8], профессор Московской духовной академии В.А. Соколов[9] и др. Более того, сщмч. Никодим (Кононов) внес память священника Петра в июньский том «Жизнеописаний отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков»[10], а И.Д. Дмитриев, вообще, считал, что священник Петр присоединился «к мученикам за св. веру и Церковь»[11].

Накануне и в самый 1912 год почитание священника Петра Святославского достигло своего апогея. Известно, что в сентябре 1910[12], 1911[13] и 1912[14] гг. в церкви Сорока мучеников и на могиле священника в Новоспасском монастыре служились торжественные по нем панихиды, которые анонсировались в периодических московских изданиях. В 1911 г . в газете «Славянин» Евгения Ивановича Святославского была опубликована подробная статья о священнике Петре[15], а на панихиде, совершенной в Сорокосвятском храме 3 сентября 1912 г ., богомольцам раздавалась брошюра «Светлой памяти священника при храме «Сорока мучеников», что у Новоспасского монастыря – Петра Гаврилова

Для приобретения полного текста напишите ниже заголовок статьи
и оставьте, пожалуйста, свой email

Материалы о московском духовенстве (1920-е – 1930-е гг.) в государственных, ведомственных и частных архивах.

Опубликовано:  http://history-mda.ru/publ/materialyi-o-moskovskom-duhovenstve-1920-e-1930-e-gg-v-gosudarstvennyih-vedomstvennyih-i-chastnyih-arhivah_1829.html.

Наш доклад посвящен обзору видов исторических источников к биографиям представителей православного духовенства – священников (архимандритов, протоиереев, игуменов, иеромонахов и иереев) и диаконов (протодиаконов, иеродиаконов и, собственно, диаконов) – 1920-1930-х гг. на примере Московского региона.

Современная отечественная историческая наука, освободившаяся в 1990-е гг. от политического и антирелигиозного советского давления и цензуры и, таким образом, повысившая свою объективность, не может исключить из своего исследовательского поля изучение православного духовенства, благодаря его участию в общественной жизни Российской империи и деятельности по защите памятников старины в Советской России.

Исследователь, работающий над изучением православного духовенства в биографическом жанре, сталкивается с проблемой поиска исторических источников для реконструкции послереволюционных судеб тех представителей духовенства Российской империи, которые внесли тот или иной вклад в общественную и научную жизнь до революции 1917 г., но затем вынужденно отошли от активной деятельности и доживали свой век в Советской России в безвестности.

С аналогичной проблемой сталкивается исследователь при изучении персоналий духовных лиц, защищавших предметы старины – церкви и церковную утварь – в советское время.

Церковная историческая наука значительно расширяет состав группы православного духовенства 1920-1930-х гг., подлежащего изучению, за счет более тысячи священномучеников, преподобномучеников, священноисповедников и преподобноисповедников – священнослужителей, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых за достойное поведение в условиях политических репрессий.

Для приобретения полного текста напишите ниже заголовок статьи
и оставьте, пожалуйста, свой email

Из истории деревни Шелково

Опубликовано: Православное Ступино. - 2009. - № 7 (76). – С. 13-14.

Деревня Шелково, которая скоро отметит свой 500-летний юбилей, имеет интересную историю. На ее страницах имена подвижников русского Православия и русской культуры — основателя Давидовой пустыни преподобного Давида Серпуховского, президента Академии наук графа Владимира Григорьевича Орлова, графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой, писателя Антона Павловича Чехова, священника-краеведа Павла Васильевича Величкина.

На ступинской земле есть деревня Шелково, впервые упоминаемая в 1518 году как село Шолково. Поэтому известный ученый Е.М. Поспелов считает, что название деревни происходит от прозвища Шолк или фамилии Шолков. И только в начале XVIII в. топоним приобрел современную форму Шелково.

Еще в 1515 г., согласно преданию, записанному в конце XIX в., в двух километрах от деревни поселился будущий основатель Свято-Вознесенской Давидовой пустыни (Московская область, Чеховский район, поселок Новый Быт) — преподобный Давид Серпуховской. Вот как описывается это место в рукописи 1892 г.: «В границах деревни Шелковой, на расстоянии двух верст от оной, в лесу есть небольшая поляна, на которой небольшим кругом растут очень древние липы». По тому же преданию, на указанной поляне некогда находилась деревянная часовня, с образом великомученика Георгия Победоносца, на поклонение которому народ из окрестностей в большом числе собирался 23-го апреля по старому стилю (6 мая по новому), в день памяти великомученика. «Но впоследствии времени часовня была разобрана, образ великомученика Георгия взят в Давидову пустынь, стечение народа постороннего прекратилось, осталось до сего времени в местных жителях, крестьян дер. Шелковой, уважение к сказанному месту, куда ежегодно 23 апреля совершают крестный ход для водоосвящения», — читаем дальше в рукописи.

Чуть позже преподобный Давид перешел на место современного расположения пустыни, где и положил начало монашеской жизни. Возникшая в связи с этим Давидова пустынь пользовалась покровительством московских князей и царей, что выражалось в богатых вкладах в пустынь и наделении ее землей. В том числе Давидовой пустыни была пожалована и половина деревни Шелково. Другая же половина с 1774 г. принадлежала небезызвестному графскому роду Орловых. Думаю, именно раздел деревни между разными владельцами и привел к обособлению одной половины как деревни Полушелково.

Помещичья часть Шелково первоначально относилась к приходу церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Горки. Однако в 1784 г. горьковский приход был упразднен, а прихожане приписаны к церкви села Талеж. С этого времени история Шелкова неразрывно связана с историей Богородице-Рождественской церкви села Талеж. Уже в 1795 г. граф Владимир Григорьевич Орлов писал: «Талежский священник доносит, что на экономическом крестьянине деревни Шелковой Ермиле Тимофееве имеется церковных денег 70 р., которые по многому требованию не платит. Постарайся ты получить с него сии деньги, и в свое время уведомь, что ты по оному случаю сделаешь, также уведомь, кто ему, Тимофееву, давал означенные деньги и по какому приказу или собою».

Для приобретения полного текста напишите ниже заголовок статьи
и оставьте, пожалуйста, свой email

АНО "НИЦ "Приходская история", 2016 - 2019