Отдельно хочу остановиться на темах, связанных с краеведением. Чтобы целые поколения не вырастали иванами, родства не помнящими, нужно уделять внимание краеведческим материалам в самом широком смысле слова.
Если он проявит интерес к прошлому, то узнает много интересных сведений о том, кто построил храм, кто служил, какие были обычаи и т.д. И этим ему нужно поделиться с прихожанами: пусть они тоже об этом знают, пусть больше берегут храм и место, в котором живут.
Я думаю, что каждый священник должен написать историю своего храма, прихода, где он служит, а также описать, какие храмы были вокруг и уничтожены. Описывать надо не только историю здания и архитектурные особенности, но и историю благочестия тех священнослужителей, которые служили до него, прихожан, которые окормлялись в этом храме. Нам очень не хватает духовной истории маленьких приходов, городских и сельских, обычных людей, которые нас окружают.
В советское время что-то похожее пытались делать писатели-деревенщики, но тогда были чрезвычайно жесткие рамки. Сейчас остались люди, которые могут рассказать об истории села, города, храма в 20-30 годы прошлого века. Могут быть еще люди, которые помнят о последней службе в храме до его закрытия. Надо восстанавливать не только здание храма, но его дух, историю. Кто раньше служил, кто построил храм: кругом хибары, а храм построили каменный. Значит, была вера у людей. Но с каждым годом людей, знающих церковную историю своей деревни, своего села, города становится все меньше и меньше. Происходит разрыв поколений.
Из статьи "Митрополит Калужский и Боровский Климент о книгах, истории храмов и вечных ценностях" (Православный христианин. 2013. № 5. С. 14).