Как не надо писать историю храма. Часть 2. О книге Г.П. Чиняковой "Храм преподобного Пимена в Новых Воротниках" (М., 2017).

2 июня 2019 г.

Книга Г.П. Чиняковой "Храм преподобного Пимена в Новых Воротниках", увидевшая свет в Москве в 2017 г., - очередной пример бездарного издания, посвященного истории храма.

 

Книга посвящена храму преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, библиография которого насчитывает несколько изданий: Голубцов Сергий, протодиакон. Храм преподобного Пимена Великого в Москве. М., 1997; Соколова Т.М. Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках в Москве. М., 2008; Денисов М.Е. Церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в годы гонений (1917-1937). М., 2014.

 

Упомянутые издания в рецензируемой книге хоть и упоминаются в подстрочных сносках, однако их материал использован в книге лишь фрагментарно, а машинопись протодиакона С.А. Голубцова "Храм преподобного Пимена Великого в Москве, XVII-ХХ вв." (М., 2002), хранящаяся в Синодальной библиотеке Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II, автору брошюрки, по всей видимости, не известна вовсе.

 

Книга Г.П. Чиняковой "Храм преподобного Пимена в Новых Воротниках" не имеет грифа Издательского Совета Русской Православной Церкви (обязательного с 2011 г.), тем не менее, реализуется через "свечной ящик" церкви преподобного Пимена Великого. Кроме того, в книге нет общеобязательного оборота титульного листа и не менее обязательного для книжных изданий "концевого" титульного листа с выпускными данными, в том числе, тиражом издания.

 

Книга изобилует богословскими, историческими, речевыми, орфографическими и прочими ошибками, основными и которых являются следующие:

 

стр. 4 - речевая ошибка в названии главы "История строительства храма, украшения его интерьера и его святынь" (разве речь идет про украшение интерьера и святынь?).

 

В тексте первой главы "История строительства храма, украшения его интерьера и его святынь" история храма "перемешана" с историей христианства (житием преподобного Пимена Великого, историей Владимирской иконы Божией Матери), что совершенно неприемлемо. 

 

стр. 5 - подписи к фотографиям церквей Пимена Великого в Старых Воротниках и в Новых Воротниках перепутаны между собой местами.

 

стр. 8 - надуманное предположение, что московский протоиерей Александр Кондорский и костромской протоиерей Александр Кондорский - одно и то же лицо.

 

стр. 9, 12, 16 - слишком мелкие фото интерьеров приделов (формата А6).

 

стр. 13 - архидиакон Стефан, мученически скончавшийся в I веке и изображенный на северной двери иконостаса во Владимирском приделе храма Пимена Великого, в книге Г.П. Чиняковой вновь пострадал - на фотографии его тело "разрезано" пополам.

 

стр. 22  - неприемлемая форма сноски на интернет-ресурс (http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuBe8eieynVeeWd67GZfeGisOWd675WdOyUfOuWeCQ*).  

 

стр. 23-24 - неверные сведения о том, что Тихвинская икона Божией Матери "в 1993 году была передана в родной восстанавливаемый храм Тихвинской иконы Богоматери", в то время, как Тихвинская икона 1695 г. находится и по сей день в иконостасе Владимирского придела храма Пимена Великого в Новых Воротниках.

 

стр. 24 - информация о чуде от Казанской иконы Божией Матери "на стекле", описанном епископом Арсением (Жадановским), излагается в искаженном виде.

 

стр. 38-39 - биография неканонизированного патриарха Пимена предваряет жизнеописание святителя Тихона, а биография неканонизированного митрополита Трифона (Туркестанова) - жизнеописание священномученика Аркадия (Остальского), что умаляет святость святителя Тихона, священномучеников Аркадия (Остальского), Владимира Соколова, Иоанна Плеханова и Алексия Протопопова.

 

стр. 40 - фраза "к Троицкой церкви Свято-Троицкого подворья" является вольным искажением исторического названия Троицкой церкви в Троицкой слободе.

 

стр. 40, 42 - жизнеописания новомучеников храма, священномучеников Владимира Соколова, Иоанна Плеханова и Алексия Протопопова, приводятся по публикациям игумена (ныне архимандрита) Дамаскина (Орловского) и не учитывают новейшей библиографии по теме.

 

стр. 42 - в жизнеописание священномученика Алексия Протопова добавлены два абзаца из истории храма того времени "Неоднократно в 1930-е годы..." и "В 1936 году вместо...".  стр. 42 - орфографическая ошибка в слове "челловек".

 

стр. 48 - предложение "в это время Пименовский храм, переживший обновленчество, считался самым беспокойным в Москве, служить там было непросто" является выдумкой автора. Стоить заметить, что храм Пимена Великого был отнюдь не единственным храмом Москвы, захваченным в 1920-1930-е гг. обновленцами. Кроме того, общеизвестно, что обновленчество не поддерживалось рядовыми прихожанами, а практически целиком держалось на советской власти и обновленческих деятелях, поэтому от обновленчества обычно не оставалось иных следов, кроме запустения.