22 июля 2021 г., по благословению Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского, в здании Воскресной школы Андреевского кафедрального собора г. Геленджика состоялся однодневный спецкурс «Приходская история. Как написать историю храма?», организованный научно-исследовательским центром «Приходская история». В этом мероприятии приняли участие священнослужители и активные миряне большинства храмов Новороссийской епархии, всего около 60 человек.
Спецкурс направлен на повышение количества и качества книг по истории приходских храмов и адресован представителям приходов (духовенству и прихожанам), которые, не будучи профессиональными историками, пишут или готовы начать писать книгу (брошюру) по истории своего храма. В спецкурсе рассматривается алгоритм создания истории приходского храма с нуля. Особое внимание уделяется дореволюционному, зарубежному и современному российскому опыту, а также методике написания приходской истории и источникам по истории храмов.
Лекции прочёл Михаил Евгеньевич Денисов, руководитель научно-исследовательского центра «Приходская история», российский историк, москвовед, церковный краевед, агиограф, специалист по источниковедению, некрополям и генеалогии. Он является автором множества публикаций на тему жизнеописаний святых и истории храмов.
В своем выступлении ученый рассказал о том, как обстояло дело с церковным краеведением в дореволюционной России, какой опыт изучения приходской истории можно заимствовать за рубежом (прежде всего, в Англии), какие существуют источники по истории приходского храма, каковы мотивы изучения приходской истории. Автор спецкурса выстроил алгоритм исследования, а также указал на наиболее важные аспекты как истории храма, так и истории прихода в целом.
В ходе мероприятия был презентован ряд книг лектора, а также справочник "Храмы и монастыри Ставропольской епархии" (Ставрополь, 2012), так как территория Новороссийской епархии ранее, до революции, относилась сначала к Кавказской, а затем - к Ставропольской епархии. Во время мероприятия слушатели имели возможность задать интересующие их вопросы.